В Советском Союзе уделяли много внимания не только военной отрасли и развитию новых городов, но и сельскому хозяйству: для него создавалось большое количество тракторов и другой техники.
Среди комбайнов производства СССР одну из самых важных ниш занимает Нива СК-5.
История производства Нива СК-5
Комбайн появился на заводе «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону в 1973 г. По существу, это глубокая модернизация предыдущей модели СК-4, выпускаемая в 60х гг.
Конструкция машины была классической для комбайнов, но в первую очередь модель СК-5 отличает полностью закрытая кабина, позволявшая комбайнеру спокойно работать даже в дождливую погоду.
Изменилось и навесное оборудование: новая, более широкая, жатка имела пропускную способность уже 5 кг/с вместо 3,8 у СК-4.
На новые комбайны устанавливались разные дизельные двигатели, мощность которых варьировалась между 100 и 120 л.с. Они были прожорливы, потребляли около 25 л, но в те времена на этот недостаток просто закрывали глаза.
Если устройство нового комбайна претерпело много изменений, то место комбайнера, несмотря на закрытую кабину, оставалось простым: внутри лишь необходимый минимум приборов, тяжелый руль и рычаги для управления механизмами.
Комбайн Нива СК-5 быстро распространился по всему Советскому Союзу и стал наряду с тракторами своеобразным олицетворением модернизации сельского хозяйства.
Модификаций этой машины было много. Существовали не только зерноуборочные комбайны, но и для уборки кукурузы и даже риса. Был и полугусеничный вариант СК-5 для работы на влажных почвах.
Модернизация комбайна Нива СК-5
Все же со временем потребовалась модернизация машины. В 2003 г. появился обновленный комбайн «Нива-Эффект», похожий на классический СК-5 лишь снаружи. В кабине был установлен кондиционер и регулировки сидений, на самом комбайне появилось новое оборудование, а мощность двигателя повысилась до 155 л.с.
Внешне по сути изменился лишь окрас машины – он просто стал отличным от классического красного, в который красилось большинство советских комбайнов.
Обновленный комбайн, который в 2005 г. получил золотую медаль на выставке в Ташкенте, выпускался до 2017 г. Но даже сегодня «Нива-Эффект» продолжают работать в малых и средних хозяйствах по всей стране.
Классические же Нива СК-5 сегодня почти не встречаются, но некоторые экземпляры восстановлены энтузиастами. Самые известные из таких СК-5 находятся в Саратове и, конечно же, в Ростове-на-Дону.
Нива СК-5 и его потомок – отечественные комбайны, оба из которых стали в свое время надежными и живучими машинами, а значит, востребованными.
Модернизированная модель, хотя уже снята с производства, до сих пор пользуется спросом, а классический комбайн оставил заметный след в экономике СССР и сегодня продолжает напоминать о себе через отреставрированные экземпляры.
Технические характеристики Нива СК-5
- Габариты длина/ширина/высота – 7607/3930/4100 мм;
- Вес – 7400 кг;
- Молотильный механизм – барабан, вращение 2900 об/мин;
- Объем бункера – 3000 л;
- Выгрузка бункера, скорость/высота – 40 л.сек. / 2,9 м;
- Соломотряс – 4 клавиши;
- Ширина жатки – 5 м;
- Ножи – 64 шт;
- Камера наклонная – транспортер.
Видео обзор НИВА СК-5М
Устройство Нива СК-5
- 1. Мотовило.
- 2. Режущий аппарат.
- 3. Шнек.
- 4. Пальчиковый аппарат.
- 5. Наклонная камера.
- 6. Приемный битер.
- 7. Камне уловитель.
- 8. Барабан.
- 9. Приставка деки.
- 10. Основная дека.
- 11. Отбойный битер.
- 12. Соломотряс.
- 13. Транспортная (стрясная) доска.
- 14. Пальчиковая (разравнивающая) решетка.
- 15. Верхнее решето.
- 16. Удлинитель верхнего решета.
- 17. Нижнее решето.
- 18. Скатная доска.
- 19. Зерновой шнек.
- 20. Колосовой шнек.
- 21. Зерновой элеватор.
- 22. Колосовой элеватор.
- 23. Верхний (распределительный) колосовой шнек.
- 24. Скатная доска удлинителя.
- 25. Половонабиватель.
- 26 Измельчающий барабан с ножами.
- 27 Противорежущий брус.
- 28. Шнек измельчителя.
- 29. Вентилятор измельчителя.
- 30. Бункер.
- 31. Вентилятор очистки.
Модификации комбайна «Нива» СК-5
Основные СК-5 Нива модификации:
СК-5А двигатель повышенной мощности в 120 сил.
СК-5АМ мощность 140 сил.
СК-5М-1 установлена гидростатическая трансмиссия.
СКП-5М-1 – комплектуется сменным полугусеничным ходом.
СКК-5 – крутосклонная модификация (может работать на склонах до 30 градусов).